Улучшаем качество текста, как настоящий редактор

Улучшаем качество текста, как настоящий редактор

23.12.2016

Сразу после написания текста не надо перечитывать написанное - лучше оставить текст на следующий день. При чтении текста возникает ощущение, что небольшими усилиями можно значительно поднять качество текста.

Мелкие проблемы

Довольно просто сделать текст легко читаемым - нужно лишь исключить из текста слова, которые не правильно использованы. Какие слова требуют внимания:

  • Вводные слова: однако, кстати, как правило.
  • Слова, усиливающие значение: абсолютный, лучший, очень.
  • Оценивающие слова: единственный, бедный, богатый.
  • Указатели времени: на сегодняшний день, в настоящий момент.
  • Местоимения: вам, нам, мы.
  • Словосочетания-штампы: команда единомышленников, сплоченный коллектив.
  • Слова передающие неопределенность: как-то, кто-то, кого-то, зачем-то.

Наиболее распространенные стоп-слова, которые часто засоряют текст и мешают понять смысл. Не нужно всегда их удалять, нужно использовать их по назначению. Такие слова сильно мешают читателям - не дают быстро воспринимать мысль, человек сбивается и просто теряет мысль.

Определить, что слово лишнее, довольно просто - нужно прочитать текст с ним и без него. Скорее всего смысл текста останется неизменным, поэтому вместо убранного слова можно добавить больше важной информации.

Плавность переходов - основная задача. Сделать практически все переходы гладкими, чтобы смысл текст и последовательности легко воспринимались. Текст с резкими переходами не удобно читать - человек спотыкается на каждом переходе, что заставляет дополнительно концентрироваться на тексте. Три основных правила по сглаживанию переходов в тексте:

  • Необходимо всегда сообщать читателю, что сейчас начнется действие, а вступление осталось позади.
  • В один абзац нужно "класть" только одну мысль или идею, действий в абзаце также не должно быть больше одного.
  • Используйте подзаголовки, чтобы добавить структурности в текст.

Существует два исключения из данных правил:

  • Если мысль или идеи короткая и достаточно "потратить" на нее одно-два предложения.
  • При следовании правилам могут получиться большие абзацы - от 6 и более строк. В этом случае лучше разделить их на 2-3 абзаца. Причина - человеческая лень и нежелание читать длинные абзацы. Пропуск части данных приводит к потере смысла.

Новая идея - это может быть все что угодно, чего читатель раньше не знал. Объяснение новой идеи нужно проводить за счет тех мыслей и идей, которые уже известны читателю. Уровень объяснения подробностей зависит от потребностей аудитории, желания автора и его подготовки.

Воображение читателя

Нужно обязательно заставить читателя включить воображение. Это даст дополнительную мотивацию к прочтению и текст вызовет интерес.

Существует несколько приемов включения воображения:

  • Использовать сравнения.
  • Добавить изображение - если нет простого сравнения. Позволяет экономить пространство для важного текста.
  • Когда необходимо представить определенный предмет и это важно, можно заставить читателя включить воображение. Перед началом "сеанса" воображения читателю прям текстом сообщают о необходимости включить воображение.

В статью можно добавить видеоролик для улучшения восприятия, но не стоит использовать длинные ролики - более 3 минут.

Ритмичность текста

Именно ритм позволяет управлять интересом читателя. Если читатель будет скучать, то не дочитает статью до конца. Короткие предложения ускоряют ритм, а длинные заставляют его замедлится.

Нельзя писать текст в одном ритме - это не естественно и невозможно читать. Универсальной формулы ритмичности не существует. Всегда разбавляйте длинные предложения короткими или дробите их.

В зависимости от задач текста и уровня аудитории можно управлять ритмом для чтения - сделать текст не просто удобным для чтения, но и запоминающимся.