Признаки работоспособного продукта

Признаки работоспособного продукта

12.04.2017

Как создать успешный продукт, который будет решать поставленную задачу? Какие существуют признаки работоспособной системы?

Понятие системы

Система называется работоспособной, если в течение требуемого времени она выполняет полезные действия. Система существует ради полезных действий - давать пользу и убирать вред. Полезный результат можно получить разными способами, поэтому следует разделять способы достижения результата и итоговое полезное действие.

Система должна обладать устойчивостью к поломкам. В процессе функционирования часть элементов внутри системы могут ломаться для поддержания общей работоспособности системы.

Эффективность системы напрямую связана с её работоспособностью. Неэффективная система теряет свою работоспособность при изменении условий работы.

Признаки работоспособности

Существует 4 признака работоспособной системы, которые следует знать:

  • Формула - система базируется на принципе, который позволяет выполнять задачу.
  • Целостность - система подготовлена для возможного изменения внешних условий. Развитая система не разваливается на части - элементы системы дополняют друг друга, берут на себя функции других элементов системы или внешних элементов.
  • Ресурсы - для поддержания работоспособности системы необходимо выделить ей ресурсы.
  • Обучение - способ получения полезного действия от системы понятен пользователям. Часть элементов системы отвечают за обучение пользователей.

Все четыре признака являются необходимыми для работоспособности системы.

Анализ системы по каждому критерию позволит выделить сильные и слабые стороны системы. У успешного продукта все четыре свойства являются сильными.

Проведение анализа позволит выявить недостатки, найти возможности для совершенствования и развития.

Роль интерфейса

Интерфейс является прослойкой между двумя взаимодействующими объектами. Интерфейс называется пользовательским, если человек взаимодействует с продуктом. Для пользователя интерфейс и является продуктом. Человек знакомится с новым предметом или услугой через интерфейс.

Дизайн формирует у пользователя понимание как пользоваться продуктом. За счет интуиции человека функции продукт выглядят понятнее и проще. Каждая мелочь в дизайне продукта проработана и учтена - точность при проектировании указывает на заботу и уважение к потребителю.

Формула системы

Система предоставляет полезное действие, если есть источник энергии. Он является действующей силой для выполнения задачи.

При проектировании нового продукта в качестве источника могут выступать различные силы:

  • Потребность.
  • Инстинкт.
  • Чувства.
  • Традиции.

Формула системы проста: под воздействием внешней силы один элемент системы взаимодействует с другим. Источник энергии делает систему более работоспособной.

В пользовательских интерфейсах источниками энергии выступают мотивы пользователей - поделиться найденным контентом, выйти на новый уровень игры и т.п..

Отдельно выделяются системы с обратной связью - один элемент сначала узнает состояние другого элемента, а затем уже они взаимодействуют для получения полезного действия. Обратная связь убирает несущественное и оголяет проблемы продукта.

Целостность системы

Любая работоспособная система является целостной. Задача любой системы - не развалиться на части, чтобы не стать бесполезной для пользователя.

Работоспособная система состоит из подсистем, которые выполняют свое полезное действие в рамках системы. Количество возможных проблем возрастает при увеличении сложности системы. Источники проблем можно разделить на критические и не критические. В сложной системе существуют второстепенные элементы, отказ которых не приведет к выходу из строя всей системы.

Работоспособность системы будет нарушена, если подсистемы перестанут выполнять функции по передаче ресурсов, энергии, информации.

Линейные системы являются простыми и популярными у бизнеса. Например схема интернет-магазина:

Реклама → Страница товара → Корзина → Оформление → Оплата → Доставка

По рекламных объявлениям люди попадают на страницу товара. Затем заинтересованные в товаре пользователи добавляют товар в корзину, заполняют контактные данные и оплачивают товар. Интернет-магазин осуществляет доставку. В качестве энергии системы выступает потребность покупателей в товаре.

Эффективность

Эффективность линейной системы зависит от эффективности каждого элемента. Если сломается один элемент, то работоспособной все системы будет потеряна. Для эффективности системы также является важным сквозной проход информации, энергии и ресурсов между элементами системы.

Посчитать эффективность линейной системы легко - произведение эффективности подсистем. Рост эффективности одной подсистемы приводит к увеличению эффективности всей системы.

Пользовательский интерфейс является узким местом любой системы, здесь человек может выполнять любые действия, в том числе ошибочные. Задача интерфейса - совершить передачу информации между подсистемами. Чем меньше преград, тем меньше ошибок и потерь.

В процессе проектирования нет смысла расписывать все на множество ходов вперед. Достаточно иметь план по запуску нескольких основных подсистем, понимать как они взаимосвязаны.

Ресурсы системы

Чтобы системы смогла приносить пользу ей необходимы ресурсы - информация, материалы, ресурсами может быть любой объект.

Для эффективной работы система должна найти оптимальное место - поток ресурсов не должен прерываться, система всегда будет приносить пользу.

Отдельные элементы системы отвечают только за ресурсы в системе, например бензонасос передает топливо из бака в двигатель. Для системы не имеет значения откуда она получает ресурсы, если один ресурсный элемент перестает передавать ресурсы, то нужно добавить новые элемент системы для подачи ресурсов. Старые элементы постепенно отмирают и система эволюционирует.

Задача системы - преобразовать ресурсы в полезное действие. Типы ресурсов:

  • Энергия - свет, волна, чувства, электричество.
  • Материалы - песок, газ, деньги.
  • Информация - базы данных, показания приборов.

Зависимость от ресурсов

Количество потерянных ресурсов определяет эффективность системы. Потери называют информационными, если система потеряла или исказила данные.

Чем больше в системе подсистем и связей, тем больше ресурсов потеряет система. Любой элемент системы не только приносит пользу, но и влияет на общую эффективность.

Система должна адаптировать к количеству и составу ресурсов. Если ресурс становится дефицитным, то в системе необходимо поменять схему движения ресурсов.

Слишком большое количество ресурсов на входе в систему, также вредно для системы. Переизбыток ресурсов создает условия для бесконтрольного использования - никто не обращает внимания на эффективность такой системы. При резком сокращении ресурсов система окажется под угрозой.

В системе всегда существует возможность увеличения эффективности работы без привлечения новых ресурсов. Тут на ситуацию может оказать влияние только создатель системы - его способности к анализу и стремление к повышению работоспособности системы.

Образование в системе

Продукт должен быть востребован у аудитории, для этого мало быть просто полезным и решать конкретную задачу. Пользователь должен понимать - как пользоваться продуктом, человек должен быть подготовлен психологически и культурно для взаимодействия с продуктом.

Человеческий мозг постоянно вырабатывает привычки с целью экономии сил, поэтому инновационное решение повседневной задачи не будет оценено по достоинству. Чтобы понять принцип действия нового продукта необходимо подумать, и мозг будет сопротивляться. Новый объект в поле зрения мозга является является нарушителем спокойствия. Постепенно предметы зоны комфорта получают новые полезные свойства, а новые предметы лишены этих свойств.

Любой новый продукт выполняет полезное действие непривычным образом для пользователя - проблема понимания неизбежна.

Успешность

Чтобы стать успешным новый продукт должен преодолеть преграду непонимания у пользователя. Наличие в системе элементов обучения позволяет снизить разрыв между продуктом и пользователем - пользователь проходит подготовку.

Способы мотивации пользователей:

  • Чтобы снизить негатив от знакомства с новым предметом необходимо вызвать интерес у пользователя - процесс обучения проходит значительно быстрее, а пользователь запоминает основы взаимодействия. Человек сам хочет понять суть товара и думает, что сам разбирается в товаре.
  • Создание ореола элитарности - еще один путь сближения с пользователем. Люди хотят жить, как богатые и знаменитые личности, поэтому будут повторять за ними.
  • Создание дефицита - искусственно снижать охват аудитории пользователей, чтобы люди начали стремиться к обладанию данным предметом.
  • Сарафанное радио - среди людей всегда есть те, кто раньше других узнает о новых предметах. Они рассказывают об этом своим друзьям и знакомым, те передают информацию дальше. Так продукт проникает в умы людей и они начинают интересоваться им.
  • Встроенные элемента обучения - в интерфейсе игр и программ есть возможность пройти обучение. Это поможет пользователю быстрее разобраться и втягивает его в процесс игры.
  • Чтобы снизить культурный разрыв между объектом и пользователем создали проектируют внешний вид таким образом, чтобы продукт напоминал привычный предмет из прошлого - с чем пользователь хорошо знаком. Этот дизайнерский прием помогает неподготовленным пользователям научиться пользоваться новым продуктом. По мере сокращения разрыва в массе пользователей создатели постепенно избавляют предмет от устаревших элементов.
  • Создатели успешного продукта обязательно должны обращать внимание на аудиторию, которая будет пользоваться продуктом. Подготовка пользователей к использованию нового продукта быстрее переносит его в зону пользовательского комфорта.