Привычки при проектировании интерфейсов

Привычки при проектировании интерфейсов

14.03.2017

Понимание привычек человека позволяет понимать настоящую схему работы интерфейсов. Изображения, тексты и активные элементы вторичны.

Сила привычки

От силы привычки напрямую зависит сложность процесса, который выполняется человеком автоматически. Организм автоматически действует без контроля со стороны сознания.

При линейном алгоритме действий привычка вырабатывается легко и быстро - отсутствие ветвления в последовательности действий упрощает процесс выработки.

Более сложные привычки требует целенаправленных тренировок для закрепления привычки. Доведение до автоматизма позволяет выполнять действия, которые невозможно выполнять без привычки.

Создание привычек позволяет экономить силы головного мозга - рутинные действия перестают обрабатываться мозгом человека. Привычки формируются естественным образом, чтобы человек не сошел с ума от повседневных действий.

Регулярность действий является главным подспорьем для выработки привычки, поэтому ей невозможно противостоять.

Компьютерные интерфейсы

При взаимодействии с компьютерными интерфейсами человек быстро запоминает как подтвердить, удалить, переместить. Пользователь запоминает основные последовательности для выполнения частых команд.

Привычки позволяют организму оптимизировать свою деятельность и в то же время они являются причиной ошибок. Человек, выполняющий автоматические действия, не сможет остановится и избежать ошибку. Мозг уже отдал команду на выполнение привычных действий.

Пользователи запоминают порядок появляющихся диалоговых окон, порядок кнопок в окнах, поэтому они не читают их, а сразу нажимают на нужную кнопку.

Работая в определенной системе человек привыкает к элементам дизайна - расположению функций, шрифтам, теням, отступам. Программы, отличающиеся от остальных, вызывают негатив и недоверие - мозгу нужно включаться и запоминать все заново.

При разработке мультиплатформенного продукта следует учитывать особенности и привычки пользователей каждой платформы - удобные решения в одной платформе будут очень неудобными при работе в других.

Ошибки интерфейса

Продуманный дизайн старается максимально подстроиться под пользователя и его задачи. Использование привычек пользователя позволит увеличить скорость работы с интерфейсом и сократит появление ошибок у пользователей.

Изменение внешнего вида сайтов или приложений приводит к скачку ошибок у пользователей при переходе на новый дизайн - люди должны выработать новые привычки. Всплывающие окна с предупреждениями не помогут - человек будет нажимать все автоматически. Для ошибочных действий необходимо закладывать возможность исправить совершенную ошибку - отменить выполнения действия или возврат к предыдущему состоянию.

При совершении действий, которые видны другим пользователям системы, возможность редактировать или удалить последствия своих действий вызывает большее доверие к системе. Человек чувствует себя более уверенным, т.к. знает, что всегда сможет исправить свои действия.

Упрощение работы

Закрепление привычек происходит на основе работы механизма вознаграждения. Продуманный интерфейс дает награждение пользователю за выполнение правильных действий - это ускоряет выработку привычки.

Наградой может быть просто ощущение, не обязательно ощущение физического предмета. Если пользователю нравится итог его действий, то он запомнит как получить такой же результат и будет делать это в следующий раз. Реакции интерфейса нравятся пользователям и ускоряют выработку привычек.

Коммерческий подход

Вырабатывание привычек интерфейсом делает работу с приложением или программой удобной и легкой. При переходе на другую программу человек будет испытывать трудности с новым интерфейсом, мозг будет логично полагать, что первая программа была лучше и останется пользоваться ей.

При работе с программами в качестве награды могут быть новые сообщения, лайки и новые сообщения в ленте социальных сетей, email-письма в почтовых ящиках. Все это вырабатывает стремление организма к продолжению использования интерфейса.