Персонализация результатов выдачи Яндекс

Персонализация результатов выдачи Яндекс

10.11.2016

В результатах поисковой выдачи Яндекс был внедрен алгоритм, который персонализирует результаты для пользователя. Персонализация основывается на анализе предпочтений каждого отдельного пользователя - анализируется история запросов, посещения сайтов, поведение на выдаче.

Персонализированный поиск позволяет корректно угадывать как постоянные интересы пользователя, так и неожиданно появившиеся.

Процесс формирования ответа

Перед формированием ответа происходит анализ истории пользователя:

  • На какие сайты пользователь переходит.
  • История запросов пользователя к поисковой системе Яндекс
  • Процент возврата пользователя к результатам поисковой выдачи по запросу.
  • Как пользователь реагирует на страницы с контентом на других языках - чаще всего на английском языке.
  • Каков текущий запрос к поисковой системе, в случае если он есть.

После анализа всей совокупности факторов пользователь получает свою персонализированную подборку сайтов. Чтобы корректно определять постоянные интересы всех пользователей делят на группы, а для новых интересов анализируются последние запросы к поисковой системе.

Персонализация подсказок

В результатах поиска пользователь может увидеть вспомогательные запросы-подсказки, которые как правило уточняют первоначальный запрос пользователя. При формировании подсказок также используется алгоритм персонализации. Как это работает:

  • При наличии поискового запроса в истории пользователя, эта поисковая фраза будет находится выше в подсказках.
  • Яндекс старается упростить для пользователя взаимодействие с сайтом, поэтому на часто посещаемые сайты пользователь с историей может перейти в один клик прямо из поисковой строки.
  • При последовательном формировании нескольких запросов к поисковой системе, начиная со второго запроса пользователь будет видеть более тематические подсказки на основе его предыдущих запросов.

На что влияет персонализация

C включенной персонализацией распределение трафика становится немного иным. В теории сайты, находящиеся в истории пользователя, будут показаны ему выше, чем другие. Различные позиции в результатах поиска имеют различные показатели кликабельности, что имеет прямое влияние на CTR.

Как заметить персонализацию:

  • Сайты, уже посещенные пользователем, будут отображаться выше в результатах поиска. Тут есть важное условие - поисковая система посчитала, что сайт решил проблему пользователя. Не посещенные сайты будут показаны ниже в поиске.
  • В поисковых подсказках ранее введенные запросы будут отображены выше.
  • Поисковая система учитывает тематику запросов - отобранные тематичные подсказки отображаются выше остальных.

Самым простым вариантом убрать персонализацию из поисковой выдачи является использование поисковой системы в режиме приватного просмотра для браузера Firefox - "Новое приватное окно", для браузера Chrome - "Новое окно в режиме инкогнито".